Закаливание детей в дошкольном учреждении должно
осуществляться уже в процессе повседневной жизни ребёнка, прежде всего путем,
строго соблюдения гигиенических условий и требований:
-
чистый воздух;
-
оптимальное соотношение температуры воздуха в помещении и качества
одежды;
-
активный двигательный режим;
-
специальные закаливающие процедуры.
Важнейшими организационными
особенностями проведения закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении,
является необходимость постоянного и строгого контроля и оценки состояния всей
группы детей, в которой никто не должен выпадать из сферы внимания персонала.
Особенно это касается детей младшего возраста. Где нельзя рассчитывать на
удовлетворительный самоконтроль. Для того чтобы дети находились в поле зрения
работников детского сада, чтобы на должном уровне проводилось закаливание
ребёнком, в течение всего процесса закаливания, необходимо:
-
удовлетворительный уровень здоровья;
-
хорошее самочувствие работников детского сада;
-
умение создавать и поддерживать благоприятный, психологический климат.
В дошкольных учреждениях рационально
использовать групповые методики, позволяющие охватывать одновременно детей всей
группы. Кроме того, проведение этих процедур менее утомительны для персонала,
что позволяет проводить их более качественно. Закаливание только тогда будет
эффективным, когда соблюдаются необходимые для этого условия. Так, одним из
обязательных условий, любого вида закаливания, следует считать – создание
рациональной воздушной температурной среды в помещениях, где находятся дети.
Температура воздуха должна постоянно контролироваться по находящемуся в
помещении, на уровне роста ребёнка, термометру и поддерживаться на нужной
величине:
-
+20 С – в ясельном и младшем дошкольном возрасте;
-
+18 С – в группах среднего и старшего возраста.
Это
достигается регулярным односторонним проветриванием, проводимым с помощью
открыванием фрамуг. Сквозное проветривание до температуры +16, +14 С и ниже в
течение 5-6 минут проводят 4-5 раз в отсутствие детей (температура обычно
восстанавливается через 20-25 минут). В спальной комнате, предварительно
проветренной, детей укладывают и затем открывают фрамуги снижая температуру на
2-4 С, для более полноценного сна.
Следующим обязательным условием
эффективного закаливания, является наличие не перегревающей одежды детей,
которая должна соответствовать погоде на данное время дня. Практика показывает,
что требуется неукоснительно и постоянно бороться с распространённы и стойким
предрассудком о пользе избыточной тёплой одежды для избежания переохлаждения,
что неоднократно подчёркивал Г.А. Сперанский. Избыточная одежда, как это не
покажется на первый взгляд парадоксальным, может наоборот, приводить к опасным
формам переохлаждения, не говоря уже о том, что в такой одежде дети становятся
малоподвижными, быстро потеют, в результате чего нарушается теплообмен,
теплоизоляционные свойства одежды существенно снижаются тем самым создаются
условия для развития респираторного заболевания. И так чем теплее одет ребёнок,
тем больше возможности возникновения острого аспираторного заболевания.
Физиологическими исследованиями
показано, что у тепло одетого ребёнка возникает большой градиент температур:
кожа – внешняя среда. Это, во-первых, создаёт комфортные тепло ощущения, так
как, отсутствуют сигналы от холодных рецепторов об охлаждении, соответствующие
сосудосодержащие реакции не возникают. Во вторых, вследствие сохраняющегося
интенсивного кровотока в коже и подкожной клетчатке, их теплоизолирующие
свойства понижаются. Однако как оказывается, даже в очень тёплой одежде теплоотдача
во внешнюю среду постепенно увеличивается, и неизбежно – без ощущения холода! –
развивается охлаждение организма, которое может быть весьма выраженным.
При этом компенсациях таких усиленных
тепло потерь, за счёт мобилизации термогенеза оказывается запаздывающей.
Дети
начинающие закаливание, должны быть одеты в двухслойную одежду:
-
хлопчатобумажное бельё (майка, трусы);
-
хлопчатобумажное или фланелевое платье или рубашка;
-
колготки - детям 3- 4 лет,
носки, туфли
По
мере закаливания, всё чаще используется одежда в один слой.
Частым заболеваниям способствуют
нерациональная, утеплённая не по погоде одежда, в которой дети чаще всего
перегреваются, не соблюдение температурного режима в помещениях, где создаются
тепличные условия и слабая профилактика, в том числе и такая как отсутствие
закаливания.
|