Сетевое взаимодействие в
сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике
В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Сетевая организация – это форма, децентрализованный комплекс
взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем
включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что
придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети – значит иметь
собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь
собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания,
понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретать
дополнительные ресурсы.
Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и
организованного привлечения образовательных, информационных, методических,
инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений.
Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости
всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства;
выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не
столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными
командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не
процедурами, а общими действиями, их логикой.
Основной принцип сетевой
организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это
система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать
профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания
образования и управления системой образования; это способ деятельности по
совместному использованию ресурсов.
Основные свойства сетевой организации:
1. Форма. Горизонтальное
взаимодействие: максимальное число связей, многоначалие, включение любого числа
объектов.
В основе формирования сетевой организации муниципальной методической службы
может быть использован вариант матричной структуры.
Матричная структура предполагает одновременное выполнение участниками сетевой
организации нескольких проектов и потому включающей одновременно несколько
проектных руководителей при наличии руководителя постоянного субъекта сетевой
организации. Все проектные группы действуют в рамках общей среды и единого
информационного поля. В результате происходит «наложение» специально созданных
временных целевых групп на постоянные субъекты сетевой организации, начинает
выстраиваться взаимодействие.
Основополагающим принципом матричной структуры является не совершенствование
деятельности отдельных постоянных субъектов сетевой организации, а улучшение их
взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного
решения определенной проблемы.
Достоинствами матричной
структуры являются:
- интеграция различных видов деятельности сетевой организации в рамках
реализуемых проектов;
- получение высококачественных результатов по большому количеству проектов;
- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в
целом, так и за его промежуточные результаты;
- достижение большей гибкости и скоординированности работы, быстрое
реагирование матричной структуры на изменение внешней среды;
- преодоление внутриорганизационных барьеров, не мешая при этом развитию
специализации каждого постоянного субъекта сетевой организации.
Главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть
горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых образуются за счет
взаимодействия руководителей проектов с руководителями постоянных субъектов
сетевой организации.
Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества
субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы.
Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса
количественной в статус качественной характеристики сетевой организации.
Лидер в сетевой организации — любой человек или группа, являющаяся носителем
интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного
или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время.
Другим необходимым условием лидерства является готовность субъекта сетевой
организации к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы
(параллельно с реализацией собственных целей). Система лидерства в сетевой
организации соответственно имеет изменяющийся характер, что определяется
изменяющимся сочетанием ресурсов.
2. Процессы. Ориентированность
на результат: мобильность перегруппировки, краткосрочность существования,
консенсусные процедуры.
3. Управление. Использование
«слабых» связей: частичное лидерство, аутсорсинг (использование внешних
ресурсов).
Общими положениями управления в сетевой организации, основанной на
горизонтальных связях, являются:
- децентрализация. В сетевой организации не один центр, а несколько
равноправных центров, отличающихся лишь разным наличием ресурсов и механизмов
реализации решений;
- «организация без границ», т.к. не имеет структурных подразделений внутри
себя, представляет единую команду; преодоление рамок узких специальностей и
профессиональных ролей; возможность совмещения работ в разных организациях или
разных частях одной организации, частичное снятие также границ между
формальными деловыми и неформальными человеческими отношениями;
- менеджмент «без контроля»: менеджер «координирует, не командуя», выстраивает
эффективные контакты с теми людьми и организациями, которые не может
контролировать (они ему не подчинены), но на которые он способен влиять.
4. Внутренняя сущность.
Владение потоками информации: широкая специализация, информация – основной
актив, децентрализация информационных потоков.
Новый тип отношений и организации деятельности в современных условиях - сетевая
организация труда - порождает новые явления, которые пронизывают различные
стороны взаимоотношений в сегодняшнем мировом сообществе, и в целом становится
совершенно очевидно, что эта деформация - явление мирового масштаба.
Сетевая организация обеспечивает полноту действий, необходимых для достижения
поставленных целей; согласованность связей между всеми субъектами сетевого
взаимодействия; реализует дифференцированный подход к работе с педагогическими
и руководящими кадрами в соответствии с их информационными и профессиональными
потребностями. И в этом смысле сети в образовательном пространстве выступают
как механизм объединяющей, интеграционной политики.
Повышение профессионального уровня педагога
в условиях сетевого взаимодействия
В современных условиях модернизации российского образования, которая
характеризуется с одной стороны существенным обновлением содержания и методик
обучения, а с другой - стандартизацией образования, невозможно обеспечить
необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь
потенциал муниципального методического учреждения в условиях ограниченности его
ресурсов – недостаточное финансирование, небольшое количество штатных единиц.
Традиционное содержание методической работы на муниципальном уровне:
организация педагогических чтений, научно-практических конференций, «круглых
столов» по темам, над которыми работают педагоги; представление на открытых
семинарах инновационного опыта работы образовательных учреждений на настоящем этапе
развития образования не может считаться достаточным для удовлетворения все
возрастающих потребностей педагогической общественности. В то же время участие
педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как
инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и
профилизация образования, неизменно ведет к повышению профессиональной
компетентности педагога.
Проблема становления и развития профессионализма является
общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное
направление. Не случайно основной целью образования становится не простая
совокупность знаний, умений и навыков, а основанная
на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение
самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию. В
соответствии с этим многие ученые уделяют внимание изучению проблемы
самоактуализации педагога в условиях современной образовательной парадигмы.
Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими
навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического
субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким
педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество
образования — это показатель развития общества, национальной культуры,
национального самосознания.
Механизмом повышения профессионального уровня педагога сегодня становится
модель сетевого взаимодействия. Принцип сочетания индивидуального и
коллективного, как показывает практика, позволяет обеспечить непрерывность
профессионального образования педагога и как следствие повысить качество
образовательной услуги муниципалитета. В свою очередь создание системы опорных
школ, ресурсных центров - лидеров муниципального образования в решении
приоритетных задач развития образования - позволяет одновременно разрабатывать
несколько проблемных тем, в которых заинтересовано образование муниципалитета
на определенном этапе развития.