Моя педагогическая философия
Все
видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все
формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти
по всей земле горящими ступнями,
Все
воспринять и снова воплотить.
Что такое профессия? Естественно, этому понятию можно дать множество определений. Так в Большой Российской Энциклопедии можно прочесть:
«Профессия – род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода».
В словаре В.Даля выделен другой важный, хотя уже устаревший смысл: «Профессия – промысел, всякое сословное занятие».
В популярном словаре С.И. Ожегова написано: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Человек, владеющий профессией (занимающейся каким-либо делом как специалист, а не любитель) называется профессионалом».
Что такое профессия для меня? Наверное, в каждом из этих определений есть определенный аспект, близкий к моему пониманию этого понятия.
Профессия- это деятельность, через которую можно реализовать себя, испытать чувство удовлетворения от того чем занимаешься, почувствовать себя нужной и приносящей пользу обществу, своей стране. Конечно, профессия это и источник материальных средств.
Что для меня профессия педагога?
Но избрать профессию педагога, и даже получить соответствующее образование это лишь начало длинного пути становления педагога.
Чтобы стать педагогом, педагогом-профессионалом, мастером надо постоянно:
Изучать:
- уметь извлекать пользу из опыта (даже негативного);
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
- опрашивать коллег;
- консультироваться у экспертов;
- получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
- занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- уметь оценивать поступки, привычки (свои и чужие), произведения искусства и литературы, предметы, окружающую природу.
Действовать:
- приниматься за любое дело;
- нести ответственность;
-входить в коллектив и вносить свой вклад;
- уметь организовать свою работу;
-уметь увлечь и повести за собой.
Сотрудничать:
- уметь взаимодействовать с людьми всех возрастов;
- принимать решения;
- уметь договариваться, улаживать разногласия и конфликты.
Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- уметь находить новые решения.
Быть педагогом – это значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения любой детской проблемы, любой учебной задачи в любых конкретных обстоятельствах.
Выдающийся ученый историк В.О.Ключевский считал, что для профессионализма педагога главное следовать завету: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Этому завету стараюсь следовать и я в моей педагогической профессии.
Говорят
– идеальных людей не бывает. Но педагог, учитывая тот факт, что его образ
отразится во многих «зеркалах» детских душ, должен стремиться к идеалу. И тут
работа над собой должна идти во всех направлениях. Ведь ребенок копирует все,
вплоть до последних мелочей! Значит, педагогу нужно постоянно расти
профессионально, быть творческим, неординарным человеком, информационно
подкованным, ведь только «личность может воспитать личность». Идти в ногу со
временем – это не просто слова и лозунг. Это необходимость, продиктованная
нашей жизнью, современной концепцией Образования.
Недавно я
прочитала книгу «Педагогический декамерон» замечательного педагога, члена
Российской Академии, директора московского образовательного центра
№ 109 Евгения Александровича Ямбурга. Я была очарована его, как он
сам говорит, «забавными, печальными, простыми и сложными, а иногда полными
драматизма школьными историями». Каждая из них похожа на притчу и при
определённых условиях «может быть использована в качестве инструмента
влияния на людей». Не случайно эту книгу опытный педагог посвятил
молодым коллегам. Е.А.Ямбург постоянно подчёркивает, что не «школой единой жив
учитель. Педагог всего лишь посредник в культуре… И миссия его почётна… Умение
перевести на язык юношества ценности культуры и смыслы – редкий дар,
востребованный сегодня в информационном грохоте как никогда раньше».
Я тоже задумалась, а какова моя
миссия, моё предназначение и сила влияния на детские сердца и души? Нескромно,
но отвечаю себе: она огромна. Я не просто педагог, я, прежде всего,
воспитатель, которому отведена особая роль в духовном и социальном становлении
ребят. Если вспомнить философскую сказку Сент-Экзюпери «Маленький принц», то
невольно вспоминаешь афоризмы, которые почему-то сами запоминаются: «Ты в
ответе за тех, кого приручил», «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами
не увидишь»… Мудрый автор завуалировано говорит о том, что для всего нужно
создать условия, особенно для благоприятного личностного развития, вовремя
оказать оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с
успешностью, общением, жизненным и профессиональным самоопределением.
«Педагогика всегда была, есть и будет
глубоко личностным занятием… Педагог
лишь до тех пор может соответствовать
своей миссии в культуре, пока, верный
формуле Б.Пастернака, он стремится «быть
живым, живым и только, живым только до конца».
(Е.А.Ямбург «Педагогический декамерон»)