Условия
эффективности речевой работы в детском саду.
Опираясь на собственный опыт работы в данном направлении мы выделили условия,
которые необходимы для эффективной коррекционно- речевой работы в детском саду.
Первым
и, по нашему мнению, наиболее значимым условием выступает - повышение уровня
профессионального мастерства педагогов ДОУ. К числу наиболее значимых знаний,
которыми должен быть вооружен педагог-воспитатель ДОУ общеразвивающего
вида, относятся знания о:
·
возрастных закономерностях речевого онтогенеза;
·
типических недостатках, отклонениях и нарушениях в речевом развитии детей
дошкольного возраста и причинах, лежащих в их основе;
·
задачах, формах, результативных методах и приемах диагностики, профилактики и
коррекции недостатков речи у детей в условиях ДОУ и семьи;
·
задачах, содержании, методах и формах профилактической и консультативной работы
как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.
Основываясь на опыте работы, мы
считаем, что среди наиболее важных умений, позволяющих вести диагностическую,
профилактическую и коррекционно-речевую работу с дошкольниками, следует
выделить умения:
·
наблюдать за ходом речевого развития детей дошкольного возраста, видеть,
распознавать (диагностировать) предпосылки и признаки формирования нетипичных –
опережающих, задержанных или искаженных – вариантов в речевом развитии
дошкольников;
·
обеспечивать создание обогащенной и соответствующей особенностям и потребностям
общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
·
методически корректно планировать и проводить работу по профилактике и
преодолению у детей недостатков в речевом развитии в соответствии с их
индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их
реализации;
·
вести необходимую педагогическую работу по предупреждению вторичных, следующих
за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных трудностей в
поведении, общении и разных видах деятельности ребенка- дошкольника;
·
вовлекать в коррекционно-развивающую работу семьи, обеспечивать
заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее
результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации
речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
Вторым условием - совершенствование развивающей речевой среды. Раскрытие
и проработка данной темы тоже входило в план курсов и план работы детского
сада. Эффективность этого условия зависит от умения воспитателя в быту, в
самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и
налаживать контакты друг с другом, предоставлять для самостоятельного
рассматривания картинки, книги, наборы предметов в целях развития инициативной
речи, обогащения и уточнения представлений о предметах, удовлетворять
потребности детей в обсуждении данной информации, выслушивать детей, приучать
проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний,
опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные
материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных
впечатлений с воспитателем и сверстниками.
Третьим условием служит совершенствование
воспитательно-образовательного процесса. Оно включает в себя :
1. Научно- методическое обеспечение
воспитательно-образовательного процесса;
2. Более полное использование в
занятиях и в режимных моментах артикуляционной, дыхательной, пальчиковой
гимнастик;
3. Организация работы творческих
групп по темам:
-
проработка диагностики речевых отклонений;
-разработка предметно- развивающей среды в группах,
способствующей речевому развитию детей;
-
создание системы картотек артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик
для всех возрастных групп;
4. Взаимодействие и взаимосвязь специалистов
детского сада:
- совместное проведение диагностики;
- совместное оформление предметно-развивающей речевой среды ;
- совместная разработка планов работы с детьми, имеющими проблемы в речевом
развитии;
- обмен опытом на педсоветах, семинарах, мастер классах и т.д.;
- участие в ПМПк детского сада.
Четвертым условием выступает - организация сотрудничества с социальными
институтами, такими как:
- управление образования –
составление сметы расходов, консультирование по расходованию бюджета, по
обеспечению и организации воспитательно- образовательного процесса,
способствующего полноценному речевому развитию;
- ИРО – проведение
тренингов, семинаров, КПК ;
- ЯГПУ им. К.Д.Ушинского-
организация курсов повышения квалификации педагогов, консультативная помощь
специалистов-логопедов;
- Центр «Доверие» - проведение
консультаций для педагогов ДОУ и родителей по теме развития речи детей как
групповых, так и индивидуальных, проведение занятий логопедами центра с детьми
и их родителями как на базе центра так и в детском саду;
- детские сады района в рамках
семинаров и методического объединения;
- поликлиники района –
консультации специалистов- логопедов, составление совместных планов по
коррекции речевых отклонений у детей, занятия с детьми на базе
медико-профилактического центра;
- библиотеки района – занятия и
развлечения с детьми различной тематики с целью повышения речевой активности;
- школы района – преемственность
детского сада и школы, в рамках совместных мини-педсоветов по созданию условий
для наиболее легкой адаптации детей к школе, проведения совместных занятий как
на базе детского сада с приглашением учителей, так и на базе школы с
приглашением педагогов ДОУ.
Пятым условием эффективности коррекционно- речевой работы в детском саду
является работа с родителями. Это наиболее полное включение родителей в
воспитательно-образовательный процесс:
-организация для родителей
консультаций специалистов по вопросам развития звуковопроизношения у детей, как
индивидуальных, так и групповых, семинаров-
практикумов;
- вовлечение в совместное
создание развивающей речевой среды в группе;
- привлечение к участию в
праздниках, развлечениях, тематических занятиях, тематических
выставках, фотовернисажах, конкурсах.
|