Острота
зрения во многом зависит от общего здоровья ребенка, поэтому общеукрепляющие
игры на открытом воздухе, катания на лыжах, коньках, велосипеде, плавание
полезны и для глаз. Однако, все чаще даже у здоровых детей зрение ухудшается,
особенно с началом обучения в школе. Почему так происходит?
Причины
снижения остроты зрения различны, но специалисты особенно выделяют вредное
влияние длительного чтения, просмотра телепередач, занятий на компьютере. Для сохранения зрения рекомендуется
выполнять следующие правила: не читать в сумерках и лежа в постели, избегать
мелкого шрифта, держать книгу на расстоянии 30-37 см, через каждые 20-30 минут
зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1-5 минут и расслабиться, не
смотреть долго на очень яркий свет.
Кроме
того, необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.
Их лучше делать утром, в течение 2-4 минут, сидя в удобной позе (голова при
этом опирается на спинку стула, мышцы максимально расслаблены). Комплекс
позволяет предотвратить нарушения зрения примерно в 60 случаях из ста. Впервые
понятие «гимнастика для глаз»определенно Э.С.Аветисовым, И.В.Ливадо,
Ю.А.Курпан(1984).
Физические
упражнения в сочетании со специальными упражнениями мышц глаза являются
эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития
подвижности глаз и восстановление бинокулярного зрения
Так
как в период окклюзионного лечения ребенок
«работает»только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое
утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает
раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают
материал на занятиях.Восприятие ребенка становится неполным, его интерес к
занятиям снижается, самочувствие ухудшается, работоспособность падает, поэтому
каждые 7-10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии
зрения необходимо организовывать отдых для глаз
Для
этого требуется 2-3 минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально,
например, гимнастикой для глаз другими видами упражнений.
Специальные
упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической
культуре, и прежде всего в структуру физкультминуток. Выполнение
общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз оказывают
общеукрепляющие влияние на организм ослабленного ребенка, осуществляют
профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз
Упражнения для глаз, разработанные
специалистами, эффективно используются в работе с детьми при монокулярном
характере зрения, корме упражнений, связанных с надавливанием пальцами на глаз,
массажированием их руками.
Из известной системы упражнения для
глаз могут быть отобраны упражнения, которые можно применять с детьми. Трудные
упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать
применительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятий
упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые
содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод
с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное
прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.(например)
Глаза вправо
отведу,
На соседа
посмотрю
Повернусь теперь
я прямо
И закрою их
руками
Если взгляд я отведу
Шарик слева я
найду
Теперь вправо
посмотрю
Глазами шарик
поищу
|
Подниму глаза я к верху,
Отыщу цветную ленту,
Потом снова отыщу
И на метку посмотрю.
Колпачки на пальчики
Надевают мальчики
Колпачки играют
Глаза их догоняют
|
Имитационные действия глазами, головой
в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности
глаз, активности ребенка в целом.
При проведении упражнений для глаз
широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки и т.д).Их использование
позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся
предмете. Кроме того дети, с монокулярным зрением более осознанно выполняют
глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрения.
Гимнастика для глаз и как
самостоятельная форма организации детей. Весь курс должен состоять из 4-5
курсов, каждый включает 4-5 упражнения.Первым планируются упражнения,
подготавливающие детей к прослеживанию взглядом, сосредоточению на определенных
объектах.
В комплексы входят упражнения
непосредственно для глаз: на развитие прослеживающих и глазодвигательных
функций. Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса
физкультминутки проводятся на занятиях связанны со зрительным напряжением, на
10-11й минуте в течении 2-3 минут, на 14-17 минуте занятия – физкультминутка
для снятия мышечного напряжения в течении трех минут.
Гимнастика для глаз способствует более
быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного
материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения .
Гимнастика для глаз «Поиграем глазками»
Движения
глазными яблоками вправо и влево. Выполнять
движения влево и вправо до предела, без чрезмерного напряжения, максимально
медленно. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы
на 30-40- секунд.
Движения
глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять
медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по
4-6 раз каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.
Фиксация
взгляда на кончике носа. Выполнять в
течение 10-20 секунд, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное и ровное.
Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30-40- секунд.
Если чувствуется
усталость, время отдыха увеличить.
Вращение глаз. Движения глазными яблоками осуществлять по кругу
-сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнить по 3
вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна
оставаться неподвижной. Закончив упражнения, закрыть глаза и расслабить мышцы
тела на 30-40 секунд.
Моргания. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение
15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30-40 секунд. Моргание
полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения
для зрения.
Чтобы повысить
интерес ребенка к тренировке зрения, можно организовать занятия в занимательной
форме. Например, при движении глазами вправо и влево предложите ребенку
представить себя напольными часами и поиграйте с ним в игру «Маятник». При
движении глазами вверх и вниз перемещайте перед ребенком яркую любимую игрушку,
чтобы он следил за ней глазами. В общем, проявите выдумку и подойдите к
занятиям максимально творчески.
|