Родительское собрание на тему
«Роль семьи в формировании
личности»
Родительское собрание «Роль семьи в формировании
личности»
Цели:
1. выявление особенностей взаимоотношений в семье; 2. разработка
основных правил семейного воспитания.
Ход собрания
На доске
В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь
матери и отца к детям уродует их».
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль
в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных
института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса
воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную
творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители
действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка
в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими
чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте,
ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь
иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет
конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в
формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются
ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение
хвалить и поддерживать своих детей.
Самое
главное для ребенка—чтобы его любили таким, какой он есть.
Обратиться
к словам
Есть
много разновидностей любви:
Любовь умиления
Любовь
деспотическая
Любовь откупа
Любовь
умиления—самое печальное, что можно представить себе в отношениях
родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему
она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в
человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что
ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не
хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех,
кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У
него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье,
радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая
разновидность—деспотическая любовь. Эта форма—одна из причин того, что у
ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он
перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического
самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все
это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью.
Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять
его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Уважайте
детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь—такой же
человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его
игрушкой своего произвола.
Третья
разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг
заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на
воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от
общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет
достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты,
убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно
незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же
должна быть подлинная родительская любовь?
Каким
вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.
Благополучное,
когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он
уважает других;
Неблагополучное,
когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как
сорная трава, либо он—«квартирант».
Практическая
часть
Тест
Как
часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как
нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге
получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда
соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может они учатся
жить у жизни.
Игра
«Закончи предложение».
Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ...
(ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть
агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с
чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится...
(понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть
благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится ...
(быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится ...
(верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить
себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть
замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится
... (находить любовь в мире).
Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас
зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из
того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка,
а не слова и нравоучения.
Используемая литература:
1. Л.И.Саляхова
«Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная
деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 класс», Москва,
Глобус, 2007
|